Для родителей

Рекомендации родителям учащихся начальных классов.

  1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?","Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддерж­ку и т. д.
  2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.
  3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю остав­шуюся жизнь приходится 10%.
  4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
  5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.
  6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
  7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
  8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ре­бенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учрежде­нию.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
  10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получа­ется легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.
  11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмо­сферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.
  12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.
  13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте дея­тельность учителя.
  14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, ис­пытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.
  15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.



Из-за компьютера дети могут разучиться читать, писать и говорить.

Почти 70 процентов — именно столько современных школьников, по подсчетам экспертов, не могут грамотно и понятно писать и читать. Притом, что умственное развитие у них — в норме. Дисграфия и дислексия — отклонения, которые раньше считались чисто психическими, теперь становятся социальными. И одна из причин — развитие современных технологий: телевизор заменил детям книжку, а компьютер и Интернет — живое общение. Что в результате теряют и дети, и взрослые?
В мире еще остались страны, где каллиграфия считается одним из искусств. Украина — не в их числе. Дисграфия — это когда человек не может грамотно, а порой просто понятно писать, дислексия — читать и говорить. Когда-то — еще лет тридцать назад — такой диагноз могли поставить каждому десятому школьнику. Сейчас дисграфиков и дислексиков до семидесяти процентов. И уже не понятно, это отклонение или норма. Для того чтобы писать, нужен звуковой анализ слова. Это одна сторона — психологический процесс. Другая сторона — вы должны усвоить буквы — пространственное представление.
Предрасположенность может быть и генетическая, и в результате родовой травмы. Но письмо, чтение, речь — это то, что впитывает в себя человек, даже когда сам еще не умеет говорить. Живое общение делает человека способным осмысленно читать и красиво писать.
Детям, которые занимаются в этом специальном центре реабилитации и коррекции, повезло: каждый день, по нескольку часов, помимо основной школы. Родители водят их сюда, часто отпрашиваясь с работы — большой труд для всех: логопедов, психологов, и, конечно, самих детей.
 — Меня направила сюда очень добрая учительница. Она не снижала мне оценки.
Ганс Христиан Андерсен был классическим дисграфиком. Его рукописи издатель отказывался принимать, заявляя, что так издеваться над датским языком может только полный невежда. Рокфеллер-старший смог пойти в школу только в 13 лет, а о каракулях Эйнштейна ходили легенды. Так что дисграфия и дислексия — точно не умственное расстройство. До масштабов эпидемии проблема выросла из-за телевидения, компьютеров и прочих новых технологий.
Детям дома перестали рассказывать сказки, зато учат работать на клавиатуре. Настольные игры вытеснены компьютерными.
«В семье не учат работать ножницами, домашними инструментами. Нет мелкой моторики. Раньше дети приходили не такими подготовленными, но работать было легче», — рассказывают учителя.
Нынешнее поколение искренно удивляется — зачем писать, если есть компьютер. В чатах общаются междометиями.
Чтение, письмо и речь — это один процесс. Это все процессы, из которых складывается такое красивое понятие, как наше сознание.
Даже мультики делают наших детей потенциально безграмотными. Дети не умеют смотреть старые советские мультфильмы, потому что там слишком много слов, —  «С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют».
А еще из детских садов и даже из школ стали исчезать логопеды. Детские психологи в сердцах называют эту тенденцию настоящей диверсией. Школьный учитель, раскрашивающий красными чернилами детскую тетрадь, в состоянии только заявить о проблеме, решать ее должны специалисты. А детям, родителям нужно больше разговаривать друг с другом, читать не комиксы, а книжки. Ведь у Андерсена было больше шансов стать понимаемым, хотя бы потому что он не был компьютерным юзером.




Психология школьника.

Особенности эмоций, поведения, деятельности и отношений детей в школьный период жизни.
Разумеется, психология ребенка в возрасте девяти лет значительно отличается от психологии выпускника школы. Это очевидно. Поэтому, для того чтобы вы смогли сориентироваться в данной теме, мы для начала предлагаем вам рассмотреть те периоды развития, о которых вы сможете прочесть в наших материалах.
Собственно говоря, психология школьника - это раздел возрастной психологии. А возраст в это время жизни делится на три главных периода, также как и образовательный процесс: младший, средний и старший школьный возраст.
Младший школьный возраст охватывает период с 6-7 до 10 лет жизни. В это время школьник учится в I-IV классах общеобразовательной школы. Ключевым для правильного понимания того, что становится главным для внутреннего мира (говоря строже, психической деятельности) ребенка в это время, является понимание того, какую роль в этот период играет школа и учеба. Как бы ни был ребенок способен к обучению или как бы он ни старался отлынивать от уроков и домашней работы, учебная деятельность, новое усвоение знаний и опыта - основы его жизни в начальной школе. Они способствуют развитию новых психологических проявлений. С одной стороны, ребенок остается свободным в своем внешкольном "творчестве"- играх и дополнительных занятиях. Это проявляется как произвольная регуляция психических процессов. С другой стороны, ребенок приучается планировать свои действия благодаря тому, что сам процесс школьного обучения построен по программе. Ведение дневника, регулярное выполнение домашних заданий, требование ответственности со стороны учителей и родителей формируют у ребенка способность к построению внутреннего плана действий.
Средний школьный возраст от 10 до 12 лет, V-VII классы школы. Для этого возраста характерна потребность в присоединении к лидерам, авторитетам, выстраивание отношений с позиции ведомого. Надо сказать, что именно в это время повышается уровень доверчивости по отношению к взрослым, поэтому родителям нужно быть особенно внимательными к тому, как ребенок общается с людьми и как проводит время вне школы. Дело в том, что первые годы школы уже сформировали представление о взрослом как об учителе. Таким образом, к привычным авторитетам родителей ("Мне сама мама сказала! - А мне сам папа сказал!") добавляются и другие значимые образы помощников, подсказчиков и советчиков. Ожидание поддержки - очень важное переживание в этот период. Вместе с этим отношения с ровесниками значительно расширяются. Дети, как правило, очень активны, деятельны, они осваивают новые сферы интересов и увлечений, учатся самостоятельно выбирать их. Внутренний мир ребенка становится интересным, а не только осознанным. Дети учатся выражать свои мысли и чувства, задавать себе вопросы и искать ответы на них. То, насколько полно и содержательно они научатся это делать, зависит, в первую очередь, от общения с ребенком в семье и уже потом от учителей, отношений с друзьями и дополнительных занятий. В это время ребенок "знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу".
Старший школьный возраст иначе можно назвать подростковым . Это то самое время, когда молодой человек, перестав быть ребенком и еще не став взрослым, как правило, продолжает жить в тех же условиях, что и раньше, но уже старается их изменить или от них отстраниться. Неустойчивость эмоционального состояния и поведения, искренне или демонстративно заниженная или завышенная самооценка, презрение к нормам, критиканство, недовольство и возбудимость - лишь некоторые из особенностей этого периода жизни. Меняется все: организм и его потребности, чувства словно удесятеряются в своем накале, мысли перебивают одна другую, желания и мечты заполняют все внутреннее пространство, не оставляя место ни логике, ни трезвости мышления, ни душевному спокойствию. Главный вопрос этого возраста - "кто я?" - для многих становится равнозначным вопросу "с кем я?" и "где я?". Общаться с подростками трудно. Для этого требуется немало душевных сил, уверенности, чуткости, внимания, терпения, стойкости, мужества и мудрости. Однако обладая всеми или некоторыми из этих душевных свойств, взрослые имеют свой неповторимый шанс в общении с детьми в этом возрасте заново пережить, вспомнить и понять собственную молодость. Это шанс осознавать, что таким, каким человек проживает этот возраст, со всей искренностью и скрытостью, недовольством, воодушевлением и обостренным самосознанием, он уже не будет никогда потом. Нет ничего удивительного в том, что самое трудное время взросления остается для большинства людей самым ярким и запоминающимся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий